Codex Seraphinianus

На полках книжных магазинов появлялось много разных книг. Одни превращались в величественные памятники человеческой мысли. Другие вбирали в себя квинтэссенцию духа эпохи. Третьи были политическими программами. Четвертые вообще подвергались запрету из-за их «смелых» текстов. Книжный мир всегда был многогранен, во всей своей красочности составляя единое целое, будучи интеллектуальной сокровищницей человечества.

 

Многие «книжники» с готовностью обсудят с вами какую-либо философскую теорию, поговорят в каком состоянии современная литература, не забудут о бессмертном величии классики, затронут тему о достоинствах одного автора и раскритикуют недостатки другого. Но вот мало кто осмелится вести разговоры о темной нише в литературном процессе, непознанной, зачастую редко кому понятной культуры так называемых «странных книг». Такие книги в библиотеке не найдешь, о них не напишут в газетах, литературные критики их в пример не приведут. Эти книги как бы не замечаются, игнорируются.

Вероятная причина скрыта в том, что эти странные книги всегда с неким знаком вопроса. Человек всегда любил ясные ответы, четкие и понятные конституции, совершенно прозрачные мысли. Человеку импонируют головоломки, какие он все-таки может решать. Иначе, головоломка, зачастую становясь объектом ненависти, отвергается. Потому как, будучи неразгаданной, она превращается как бы в насмешку над разумом человека и над его интеллектом, ставит под сомнение его возможности.

Странным книгам присуще никогда не давать четких ответов и ставить простых вопросов. Такие книги изначально рассчитаны на узкий круг избранных читателей, которые, будучи чувственными и склонными прислушиваться к холодному ветру непознанного, возьмутся за ее прочтение.

Одному итальянскому художнику дано было видеть, как весь наш мир вывернулся наизнанку. Больше ничто не было спрятано в тени масок и театральных игр. Картины с улыбающимся апокалипсисом настолько сильно поразили художника, что он взялся за написание книги, причем она получилась самой странной, какую еще не знала история современного мира.

Книга была написана на неизвестном языке с применением неизвестного алфавита. 30 месяцев понадобилось автору для создания этой шедевральной книги.

В конце прошлого столетия и тысячелетия одновременно (1978 г.), в одно миланское издание под названием Франко Марии Рицци был доставлен довольно большой пакет. Сотрудники издательства этот пакет открыли, но вместо ожидаемой рукописи в нем обнаружилось объемистое собрание из проиллюстрированных страниц. Все до единой иллюстрации были причудливы и очень странны. Текст же не одному редактору так и не удалось прочесть.

В сопроводительном письме пояснялось, что сей труд, созданный Луиджи Серафини, является энциклопедией воображаемого мира, а примером ему служили средневековые научные кодексы. На каждой странице в деталях изображается одно действие, объект или явление, аннотации же были написаны вообще на каком-то выдуманном языке.

Известного итальянского журналиста Итало Кальвино это произведение сильно поразило, будучи одним из любопытнейших примеров проиллюстрированной книги. Для ее чтения нужно использовать язык не привычный, а восприятие – не традиционное. Другого значения книга не имеет, лишь только то, чем наделит ее изобретательный ум читателя.

Спустя три года редакцией выпускается одно из роскошных изданий – (Кодекс Серафини) «Codex Seraphinianus».

Слово «SERAPHINIANUS» имеет следующую расшифровку – «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini», то есть, «Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини».

Автор, будучи итальянским художником и скульптором, был довольно-таки одиозной личностью, и в творческих кругах был узнаваем по своим довольно неординарным работам. Он также занимался разработкой дизайна одежды для театров La Scala и Piccolo, совместно с Феллини работал над La voce della luna, и проводил множество разнообразных выставок по всему земному шару. Серафини написал несколько книг, но вобравшей в себя всю квинтэссенцию его искусства стала книга «Codex Seraphinianus».

«Кодекс» стал отражением безумного исследования чужого мира: дикое собрание из грез, галлюцинаций, видений, сюрреалистических образов, синтез непонятного текста с нереально-запредельными иллюстрациями.

Гуляющие по парку разноцветные дети-яйца. Кланяющиеся на свалках, невдалеке от мегаполиса, люди-мусорные мешки. Растущие из спины какого-то белесого существа голые мужчины. Воин, держащий щит из дорожного знака. Чертежи неизвестных кораблей и странных летающих машин. Науке неизвестные овощи. Все это можно назвать не книгой, а шармом психоделического сияния.

Первая часть разделяется на два подраздела: первый посвящен флоре и фауне, второй – физике и механике. Вторая часть посвящена людям – важным и обычным, архитектуре, одежде, письму, еде, развлечениям и играм. Таким образом, получается, что «Codex Seraphinianus» – есть полноценной энциклопедией некоего, как бы вымышленного мира, который вроде бы мог и существовать, или уже существует, или уже где-то, когда-то существовал во Вселенной.

Впрочем, мы замечтались. Можно попробовать взглянуть на эту книгу под другим углом и немного поразмышлять: а что, если все картины «Кодекса», на самом деле – картины всего нашего настоящего, и пускай даже такого гипертрофированного, но все же – это наша сегодняшняя реальность. И если это так, тогда книга представляется куда еще ужасней, так как становится понятно, что все эти пугающие картины не придуманы, и не являются предвестниками грядущего, а на самом деле – происходящее сейчас с нами, в нашей теперешней действительности.

Все это – изнанка нашего мира. Эти перверсии, уродства, мутации, извращения, дикие синтезы наряду с ужасающими ритуалами, некие растения, которые произрастают из нас, семян, живущих на идеальной для этого почве – современный мир.

Серафини таким образом хочет нам показать это сверхчувствительное зеркало – как бы некое тело со снятой начисто кожей. Перед нами обнажаются вены и мышцы, сухожилия и органы, все кости…

«Codex Seraphinianus» – считается раритетным и очень дорогим изданием, которое выходило маленькими тиражами, но на особо-качественной бумаге. Эту книгу на 400 страниц, в наше время можно достать по цене, начиная от 250 евро, но все зависит от продавца. Например, на многим уже известном легендарном сайте Amazon.com продается это чудо, ставшее сюрреалистическим счастьем, за 1 000 у. е., так что «Codex Seraphinianus» – исключительно рассчитан на избранного покупателя.

Луиджи Серафини – кто же это такой? Лжец, обманщик и хороший мистификатор или же некий пророк и визионер? «Кодекс» это – изящная подделка или истинное освидетельствование конца света? Хотите ответа? А он вряд ли вообще когда-либо будет получен. Но независимо, насколько «Codex Seraphinianus» надуманный или пророческий, он все равно остается интереснейшей и самой странной книгой – литературным артефактом 20 века.

© Студия копирайтинга «Ямбус»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *