Издательские требования к набору текста

Текст написан, проверен редактором, утвержден в издательстве. Казалось бы — процесс пошел, но радоваться автору еще не время… Впереди еще один важный момент.

Актуально это и в том случае, если вы решили понадеяться на собственные редакторские способности и приняли сточеское решение миновать издательство и обратились прямо в типографию.

Речь пойдет о красоте текста.

Работа издательства с типографией иногда может застопориться. Что уж говорить об одиноком авторе… Это может происходить, когда типографией не соблюдаются все предъявляемые требования к набору.

Общий вид книги в решающей степени определяет качество набора. Даже если при этом используется не самый лучший шрифт, но набор проходит по всем правилам, тогда несложно добиться удовлетворительного результата. Но, используя самый красивый и, казалось бы, совершенный шрифт, можно все испортить, если будет слишком большая выключка и не будут приняты во внимание все тонкости и прочие требования, которые предусматривают правила хорошего набора.

Если соблюдать приведенные ниже правила, это позволит достигнуть безупречного набора. Издательство или автор, которые будут требовать от полиграфии плотное соблюдение этих правил, не разочаруются качеством вида внешнего набора.

Итак…

Каким должен быть текст

1. Антиквы выделения в сплошном наборе должны быть выполнены курсивом.

2. Никогда не следует строчные буквы набирать в р а з р я д к у.

3. Антиквы прописных букв должны всегда набираться вразрядку. Причем разрядка должна быть размером 1/6 кегля.

4. Начало главы выделяется набором первого слова обязательно прописной буквой и капителью. И и желательно без отступа.

5. Недостаточно в основных группах текста делать выделение внутри главы и лишь слепой строкой. Первая строка в каждой новой текстовой группе начинается без отступа, первое слово набирается прописной буквой и, конечно, капителью. Также лучше будет посредине над начальной строкой ввести звездочку.

6. Заголовки нужно набирать строчными буквами, а не прописными.

7. Заголовок в первом и втором порядке должен быть центрирован, а в последнем порядке – сдвинут влево.

8. В строке помещаются 8-12 слов. Для строк, где более чем 12 слов, требуется больший интерлиньяж.

9. Титульный лист оформляется соответственно с оформлением книги.

10. Строка титула не должна выходить за предел зеркала набора. Лучше, когда титул главной строки будет заметно уже от полной ширины набора.

11. Главные строки титула набираются шрифтом, который от основного текста книги больше на два кегля.

12. Избегайте пустого пространства в заголовке и в названии издательства. В этом случае будет полезна хорошо выполненная издательская марка.

13. Страница с выходными данными помещается в конце книги.

14. Титул должен быть набран в соответствии с гарнитурой книги.

15. Полужирный шрифт, если он даже очень подходит к основному шрифту, в наборе титула использовать нельзя.

16. Строки с прописными буквами обязательно набираются вразрядку с тщательным выравниванием.

17. В тексте титула цифры набираются прописью, а цифры года пишутся по-арабски.

18. На титуле желательно поменьше кеглей, лишь только в исключительных случаях можно применить более трех, а так достаточно и двух.

19. Название издательства набирается меньшим кеглем, лишь только в крайних случаях оно может быть выполнено в таком же кегле, в каком написано имя автора.

20. Заголовок располагается в верхней трети титульной страницы, но не в оптически видимой середине.

21. Текст титульного оборота располагается так, чтобы он не выходил за пределы групп или строк титула.

22. Титульные группы и заголовки следует набирать без точек.

23. Тире нельзя ставить вместо дефиса.

24. Кавычки одного и того же издания должны быть все одинаковой формы.

25. Цифры в примечаниях набираются такой же гарнитурой, какой и весь основной текст.

26. Надстрочные цифры или звездочки в тексте и сносках круглой скобкой не закрываются.

27. Перед сноской ставится пробел или сплошная линейка без втяжки, проходящая через все расстояния ширины набора.

28. Под заголовком, размещенным в середине, втяжку абзаца делать бессмысленно, да и смотрится некрасиво. Первый абзац начинается без отступа.

29. Под заголовком, который смещен влево, втяжку делать необходимо.

30. Чтобы выделить ключевые выражения, используется курсив. Имена набираются капителью, в редких случаях капителью набирается и название населенного пункта.

31. Курсивом набираются названия книг и журналов, а также произведения искусства, здания и корабли, которые в данном случае пишутся без кавычек, то же самое относится к иностранным словам и фразам.

32. Капитель всегда набирается слегка вразрядку.

33. Цитаты набираются обычным шрифтом, но их обязательно заключают в кавычки.

34. В кавычки обычно берут редко употребляемые обороты или те, которые нужно пояснить.

35. Малоизвестные имена собственные и редко употребляемые слова, а также слова в переносных значениях и с оговорками заключаются в кавычки, набор – обычный шрифт, не курсив.

36. Если основной шрифт идет курсивом, для выделения используется прямой шрифт.

37. Если текс с большим количеством концевых строк или строки различной длины, т.е. если картина набора пестрее, тогда межстрочные пробелы должны быть шире.

38. Длина книжных строк должна равняться 20 цицеро (9 см).

39. Нет необходимости в книге ставить дополнительные пробелы между абзацами. Также это касается и отдельных сносок.

40. Цифра сноски никогда не приклеивается к слову. Нужно ставить пробел.

41. Цифры в тексте сноски в том же кегле, какой и на всем тексте сноски.

42. Когда в книге есть только одна сноска или же когда имеются единичные сноски на некоторых страницах, в этом случае цифра 1 будет выглядеть странно, лучше поставить звездочку. А вот когда на странице присутствуют несколько сносок, тогда лучше будет выбрать цифры.

43. В конце каждой сноски ставится точка.

44. Когда следует некоторое количество коротких сносок, то их расположение лучше сделать в горизонтальной последовательности, разделяя пробелами.

45. Слишком длинные сноски следует разбивать: одна половина размещается в левой полосе, другая – в правой.

46. На каждой странице сноски начинать с цифры 1 не рекомендуется. Лучше будет по всей книге дать сквозную нумерацию или хотя бы по главам.

47. Вынести сноски все вместе в конец книги не будет ошибкой, зато такое решение может затруднить чтение книги.

48. Каждая страница с постоянным числом строк указывает на хорошо сверстанную книгу.

49. Иллюстрация с подписью к ней вместе должны образовывать прямоугольник, который в пропорциях будет приблизительно равен золотому сечению.

50. Плохо смотрятся поперечные иллюстрации, желательно их совсем избегать. Если же они все-таки встречаются, тогда использование поперечного формата с набором текста в два столбца, улучшит положение.

51. Нужно, чтобы внутреннее поле от внешнего было уже в два раза.

52. Длинные высокие рисунки стоит помещать в середину полосы.

53. На каждом печатном листе в площади его набора должна должна располагаться сигнатура — внизу на первой странице, в виде порядкового номера листа и его ключевого слова. Чаще всего, ключевым словом может быть фамилия автора.

54. Сигнатура помещается слева.

55. Сигнатура набирается малым кеглем и с таким отступом пунктов, с каким это принято для всех абзацных отступов.

56. В случае, когда колонцифра расположена внизу, сигнатуру следует набирать на одной линии с ней.

Это далеко не все правила набора текста, а лишь основные и наиболее важные. Знать их все достаточно проблематично, но все их обязан знать каждый выпускающий редактор издательства.

© Студия копирайтинга «Ямбус»

по материалам книги Яна Чихольда «Облик книги»

Количество просмотров: 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *