С чего начинается Родина…

С чего начинается патриотизм и экстремизм? На первый взгляд, с патриотизмом все понятно. Он начинается, когда появляется внешняя агрессия, и возникает осознанная необходимость защищать «свое» — дом, улицу, город, страну, культуру. Когда угрозы нет, появляется фанатизм. В некоторых случаях фанатики сами могут стать той угрозой, благодаря которой рождается патриотизм – у оппонента.

С чего начинается Родина...То же самое можно сказать и в отношении свобода – экстремизм. Эти две пары (свобода – патриотизм; экстремизм – фанатизм) по своей сути тождественны друг другу, но происходят на разных уровнях. С какого же момента заканчивается свобода слова и мысли и начинается политический экстремизм? Когда патриотизм перетекает в свою радикальную форму – с воинствующими фанатиками, сожжением флагов и игнорированием мнения оппонентов?

А происходит это, когда плюрализм мнений подменяется архаичным дуализмом. К примеру, когда есть черное и белое, но нет серого. Когда в обществе принимается доктрина мы – они, и нивелируются такие понятия, как человечество, сверхчеловек, космополитизм. Это шаг назад…

Между тем, мышление в рамках подобного дуализма традиционно для человека. К этому нас обязывает физическое окружение: день – ночь, земля – небо, далеко – близко. Выбраться из этого замкнутого круга невероятно сложно, ведь сама жизнь подталкивает нас такому мироощущению.

Подобный дуализм можно назвать культурообразующим фактором. И, несмотря на все свои негативные стороны, он подарил нам нас. Таких, какие мы есть. Однако считать все правильным, идеальным и неизменным – нельзя. Это не предопределение, не программа, за рамки которой нам не выйти. Это лишь начало. Точка, с которой все лишь начинается.

Смешение культур идет. Оно началось, когда Колумб впервые ступил на землю Америки. Когда хан Тохтамыш захватил Москву. Когда это повторил за ним Наполеон. Когда над рейхстагом затрепетал красный флаг.

Нередко диалог культур заканчивается гибелью одной из них, но случалось и так, что обе они усиливали друг друга или даже сливались в одну – новую. Как было, к примеру, в случае Шумерского и Аккадского царств.

Подобное слияние делает культуру богаче, рождаются оттенки, и дуализм постепенно сходит на нет, даря миру нового человека – космополита. Он органично объединяет старое и новое, Восток и Запад, черное и белое. Но случается это только в том случае, если слиянию предшествует Диалог.

© Юлиан Клицаков

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *