Тарковский. Фильм как зеркало души

Шестидесятые годы двадцатого века запомнились миру «оттепелью» в Советском Союзе и большими изменениями в культурной жизни всего мира. Раскрепощение искусства дало дорогу множеству талантов в живописи, музыке, литературе и кино. Среди звездной россыпи «шестидесятников» особо запоминается кинорежиссер, писатель и сценарист Андрей Арсеньевич Тарковский.

Будучи учеником знаменитого Михаила Ромма, Тарковский еще в годы учебы во ВГИКе перенял его своеобразный повествовательный характер фильмов. Однако, в отличие от многих студентов режиссерского факультета, он не ограничился жанром, заданным своим учителем. Студенческие работы Андрея Арсеньевича — короткометражные фильмы «Убийцы» и «Сегодня увольнения не будет» — носят остросюжетный, напряженный характер и глубоко раскрывают переживания главных героев.

Мировую известность Тарковскому принесла его картина «Иваново детство», в которой он развивает свою манеру глубокого раскрытия внутренних переживаний главного героя. Режиссеру как никому иному удалось показать душевные раны ребенка, нанесенные ему войной, ненависть к жестокому миру и мечты о детстве, столь рано отобранному у него. Фильм был высоко оценен на Венецианском кинофестивале и открыл Тарковскому дорогу к международному сотрудничеству.

Среди фильмов Андрея Тарковского особо стоит отметить картину «Андрей Рублев», повествующую о странствующем монахе-иконописце. Перед глазами зрителей проходят картины средневековой Руси. Высокая духовность православных праведников противопоставляется языческим обрядам, а святая простота души монаха – жестокости века. Фильм изобилует метафорами и аллегорическими образами, подчеркивающими изменения, происходящие в сознании Андрея Рублева. Манера фильма необычна для советского кинематографа – он разбит на восемь новелл-эпизодов.

В 70-х годах Тарковский экранизирует «Солярис» С. Лема и «Сталкера» братьев Стугацких. Сценарии обоих фильмов достаточно далеки от книг, послуживших основой для них. Акцент сделан не на фантастической составляющей, а на тонких изменениях психологии главных героев, получающих второе рождение сознания в борьбе со страхом и безумием.

Тарковский смог вырваться из оков соцреализма и, творчески преобразив «повествовательную» режиссерскую школу Ромма, создал свою собственную уникальную манеру, обращавшую взгляд зрителя на души его героев, а не на краски декораций.

© Студия копирайтинга «Ямбус»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *