- ru
Многие из вас, встречаясь с термином арт-хаус, наверняка задавались вопросом, что же это такое? Давайте же разберемся с этим необычным жанром кинематографа. Итак…
Можно сказать, что под термином арт-хаус скрываются интеллектуальные фильмы, несущие в себе новаторство и художественный поиск режиссера. В отличие от голливудского кино, арт-хаус не рассчитан на широкий круг лиц. Это «фильмы не для всех», главной целью которых является не «экшн», а максимальное раскрытие чувств и переживаний персонажа.
Здесь нет разделения на «плохое» и «хорошее», истории максимально реалистичны, сложные морально-этические проблемы не решаются в конце ленты, они лишь исследуются, авторская подача режиссера дает зрителю возможность самому трактовать увиденное. Артхаусные фильмы не отвечают на вопросы, не пытаются научить чему-либо, главная их задача — заставить задуматься о мире, роли человека в нем, экзистенциальности бытия.
Истоками арт-хауса стали экспериментальные авангардные фильмы 20-30-х годов прошлого века, само же понятие — артхаус — родилось в США в 40-х годах. Тогда так назывались кинотеатры, в которых показывали довоенные и иностранные киноленты. Спустя пятнадцать лет в Париже появляется CICAE (Международная конфедерация арт-хаусных кинотеатров).
Классикой «странного» кино, как многие считают, стали фильмы таких режиссеров, как Альфред Хичкок, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер. В 1999 году был снят первый арт-хаусный блокбастер «Ведьма из Блэр», и это стало переворотом: отсутствие четкого сценария, три имени в титрах, осенний лес и видеокамера. Никто не думал, что этот фильм добьется успеха. Но, несмотря на всего лишь восьмидневную съемку и бюджет чуть больше 20 тыс. долларов, люди до отказа наполняли залы кинотеатров, и в результате сборы составили 248 млн. Это был успех.
Лучшие современные артхаусные фильмы, по мнению киноэкспертов, снимаются в Азии, а создают их такие режиссеры, как Апичатпонг Вирасетакул, Вонг Кар Вай, Цзя Чжанкэ, Ким Ки-Дук и другие. Благодаря людям, которые любят и понимают это кино, сейчас в Британии, Германии, Франции, США, да и вообще по всему миру проводится множество фестивалей, открыты специализированные кинотеатры, арт-хаус набирает большую популярность. И это несомненно плюс — рассчитанный на интеллектуального зрителя жанр, побуждает людей задуматься о важных вещах, по другому взглянуть на них, раздвинуть рамки сознания.
2012 год порадовал фильмами «Гавана, я люблю тебя», «Корпорация «Святые моторы», «Грозовой перевал», «Сломленные», «Барбара». Эти фильмы стоит смотреть, обсуждать и пересказывать, ибо это — культура.
© Студия копирайтинга «Ямбус»