- ru
Вопрос о закате Европы был поднят давно, однако куда именно эта самая Европа катится, стало понятно не в столь далекие времена. Скрываясь под маской толерантности, деструктивные явления застопорили ход западноевропейских часов, выломали шестеренки, замотали все скотчем и тиктакают, скрываясь от серой массы, чтобы раньше срока все это никто не обнаружил.
А началось все это еще в далеком VIII веке, когда хитроумные арабы подложили в захваченной Испании бомбу замедленного действия. Безусловно, арабская Испания подарила миру колоссальное духовное наследие! Но вместе с тем начала винтить контргайки, распространяя вокруг свою, особенную культуру, отличную от европейской: в 718 году слабые вестготские королевства были захвачены мощной арабской армией, появился Кордовский эмират, Гранада… Кордова даже стала эмиратом.
Реконкиста в этом отношении мало помогла. Да, земли, захваченные арабами, были возвращены под крыло европейских монархов. Но арабская Испания имела слишком большое культурное наследие. Можно даже сказать колоссальное. И мужеложство было одним из ее столпов.
Гомоэротические образы и однополая любовь являлись частыми явлениями во всем арабском мусульманском мире. На официальном уровне все, конечно же, порицалось, однако на деле до порицания редко когда доходило и здесь можно говорить о своеобразной двусмысленности арабской культуры. А секрет здесь в излишне романтическом настрое арабов. Слишком уж впечатлительные.
А кроме всего прочего, Коран для мусульман был не единственным авторитетным руководством к действию. Есть еще и так называемые хадисы – сборники высказываний Мухаммеда, появившиеся в IX веке. Они содержат четкое предписание забивать камнями таких прелюбодеев. В частности зять Мухаммеда – Али – так и поступал. А однажды в назидание остальным он даже приказал сбросить пойманного гея с минарета. В общем с самого начала отношение арабов к геям было вполне себе враждебным. Хотя и здесь можно привести в пример один из хадисов, в котором пророк сообщает, что тот, кто любит и при этом остается целомудренным, умрет подобно мученику.
Как бы там ни было, но неофициальное, бытовое и в целом реальное отношение к однополой любви на мусульманских территориях было несколько иным. И даже кардинально иным. Арабская Испания в отношении культуры во многом превосходила европейские королевства. И даже сам Константинополь. Многие христиане, оказавшись на полуострове, поражались ситуации и нередко предпочитали христианским королям арабских правителей. Архитектура, искусство, но самое главное – литература – находились здесь на более высоком уровне. И именно литература и помогла арабам обвести христиан вокруг пальца.
Кстати, в свое время на учебу в арабскую Испанию приезжал даже сам папа Сильвестр II…
Но вернемся к литературе. Она является вполне хорошим свидетельством столь контрастного отношения арабов к геям. На официальном уровне мужеложство порицали, в народе же к этому вопросу относились вполне себе миролюбиво. Причина этого кроется в первую очередь в высокой степени романтизации чувств. Арабоиспанские поэты создали необычайно яркие образы однополой страсти! Во многом они воспринимали любовь как особое состояние души, своеобразное опьянение, и в этом отношении было не так уж и важно, кто пробудил в человеке такое чувство — мужчина или женщина. Любовь сама по себе – вот что было важно на самом деле.
В пример можно привести работы самого выдающегося творца любовной лирики Испании Ибн Хазма, кордовского поэта Аль-Рамади, а также пламенные строки многих арабоиспанских правителей. Так, халиф Абдалла (888-912) весьма искусно описал некого «темноглазого молодого оленя».
А потому мнение о том, что Европу покорят либо арабы, либо геи, абсолютно ошибочно – случатся оба этих сценария!
© Юлиан Клицаков