- ru
К демотиваторам можно относиться по-разному. Можно ругать их на чем свет стоит или обнаруживать у себя «демотиваторную» зависимость, можно жалеть или презирать тех, кто их смотрит и составляет. А можно попробовать разобраться, в чем заключается механизм их воздействия, и почему они вызывают столь бурную, хотя и противоречивую, реакцию.
Демотиваторы – сравнительно новое явление русскоязычного Интернета, пришедшее к нам из США. Первоначально картинки на черном фоне с комментирующей надписью создавались в противовес мотивационным плакатам для наглядной агитации. Черный юмор демотиваторов служил хорошим средством высмеивания пороков общественной и личной жизни, изобличения шокирующего несоответствия между идеалом и действительностью, декларируемым и реальным положением дел. Эти противоречия актуальны во все времена, но если в период золотого века литературы они вызывали к жизни красноречивые сатирические памфлеты, то сегодня – лишь смешную (или не очень) картинку с парой строк. Так или иначе, феномен стремительно набрал популярность: авторов привлекала возможность быстрого и необременительного самовыражения, а «потребителям» нужна была умственная разгрузка, отвлечение от бытовых дел и повод для смеха.
Сейчас в сети встречаются разноплановые демотивационные картинки. Подавляющее большинство из них наполнено крайним цинизмом, желчностью, нередко агрессией. В последнее время получили распространение демотиваторы откровенно пошлого или антирелигиозного содержания. Первоначальная установка на комичность превратилась в беспощадный «стеб», от которого становится чаще грустно, чем смешно. Стремление авторов изображений к максимальному подчеркиванию негативных сторон жизни приводит к ощущению беспросветности, депрессивному состоянию, разочарованию в позитивных жизненных устремлениях.
Лишь малую часть демотиваторов составляют картинки если не жизнеутверждающие, то хотя бы не дискредитирующие ценность любви, дружбы, красоты, человеческого достоинства. Можно долго иронизировать над уровнем культуры и развитостью интеллекта как авторов, так и аудитории «демов», но нельзя не заметить появившийся со временем дефицит остроумия на фоне профицита плоского, примитивного и «нижепоясного» юмора.
Демотиваторы стали своеобразным индикатором злободневных проблем. Они жестко взбудораживают наши мысли, безапелляционно заявляют о тех сторонах жизни, которые мы не можем или не хотим заметить. Они не только развлекают, смешат или расстраивают нас, но и помогают переосмыслить явления повседневности.
© Студия копирайтинга «Ямбус»