- ru
Именно так описал амфибрахий один из поэтов литературной студии, которою мне однажды выпала честь посетить. К сожалению, его имя мне не запомнилось, но каждый раз, когда я каким-либо образом сталкиваюсь со стихотворными размерами, в голове вспыхивают именно эти слова…
Анапест! Анапест! Анапест! Вот так амфибрахий звучит!
Ну а если серьезно, то стихотворный размер — важная составляющая часть любой поэзии. Почему важная? Потому, что поэзия — это не только содержание, но и форма. А форма — это не что иное, как ритм и звучание, которые стихотворение и образуют.
Именно размер стихотворения заставляет нас сопереживать лирическому герою — любить, ненавидеть, радоваться, бояться, затихать и трепетать на ветру, как крылья мотылька…
Ямб, к примеру — или, как его еще называют, ямбус, — это энергичное, торжественное звучание.
Хорей можно назвать синонимом колыбельных, он звучит нежно и певуче. Именно хорей лежит в основе лермонтовских ночных пейзажей. А все потому, что трехсложные размеры интонационно намного гибче и более всего напоминают обычную разговорную речь.<
На самом деле, как бы грозно это не звучало, занятие это довольно простое. Только сперва надо вспомнить еще один термин — стопу. Стопа — это небольшая группа слогов, на один из которых падает ударение.
Если кто не помнит, в русском языке стихотворных форм ровно пять. Три трехсложных и два двусложных. Но и здесь все просто: двусложные формы — это когда в стопе есть два слога, а трехсложные — если три.
Вот и получается, что хорей — это двусложный размер с ударным первым слогом, а ямб — это двусложный размер с ударением на втором слоге. Дальше по аналогии. А, воспользовавшись нехитрой схемой, тайна пиррихия, спондея, амфибрахия, дактиля, трибрахия, ямбуса и хорея и вовсе будет раскрыта.
© Юлиан Клицаков