- ru
Колдовство Европы — тема, в свое время волновавшая немало умов. И можно с уверенностью говорить, что сегодня она вновь возвращается.
Достаточно привести в пример пробудившийся интерес зрителя ко всяким «сумеркам», «гарри поттерам» и «хоббитам»… Это явление интересно уже само по себе. За последние 15 лет тема колдовства стремительно ворвалась и в мировую литературу и обосновалась там всерьез и надолго.
Но все же среди большинства работ, посвященных изучению «ночных сборищ ведьм и колдунов», отводится довольно малое место вопросу «шабаша», несмотря на то, что история колдовства плотно с ним связана.
Корни шабаша тянутся с дремучей старины и относятся к собранию ветхозаветных евреев и первых христиан. И те, и другие собирались в субботу для богослужений, день этот назывался «шабат», что означало «покой от дел» (даже в современном мире это слово носит свой отголосок: — «ей, мужики, шабаш, хватит работать!»). Такие субботние собрания очень гневили папскую церковь, и нужно было что-то делать с этими еретиками. В последствии, уже на исходе средневековья, образ шабаша создает «святая инквизиция», а также церковные и светские демонологи.
Ночные сборища, так ярко описанные в демонологических трактатах и рассматриваемые на судебных процессах в сопровождении массы живописных и ужасающих подробностей с участием секты ведьм и колдунов, были всего лишь порождением страхов и наваждений этих самих инквизиторов и судей.
В предложенных толкованиях главные стереотипы – сексуальные оргии, антропофагия, зооморфизм. Вот, например, антропофагия приписывается к еретическим сектам, которые якобы занимались ритуальным эндоканнибализмом – поедание детей, рожденных от кровосмесительного зачатия именно во времена тех самых ночных сборищ.
Последовавший за этим образ ведьм, преследующих и детей, и взрослых, чтобы съесть либо напустить на них какую-то ужасную порчу, становится очень агрессивным.
Лето 1321 года, Франция. Распространяются слухи о прокаженных и их заговоре отравить воду в колодцах и реках. Далее появляется идея, что этот заговор спровоцировали евреи, которых в свою очередь подговорили мусульманские правители Туниса и Гренады. Ну, а дальше всё по классике – массовые избиения на фоне догорающих костров из людей, прокаженных подвергают сегрегации, евреев – высылке. Таким образом, впервые в истории Европы появляется идея о внутреннем враге-приспешнике и об орудии внешнего врага.
Хроники признаний, полученные под пытками, и сфабрикованные улики явно указывают на то, что слухи о заговорах были делом церковных и светских властей.
1409 год. В районах Каркасона и поселениях близ Женевского озера группы из евреев и христиан обвиняются инквизицией в совместном проведении обрядов, явно намекая на подтекст проведения дьявольских шабашей, представление о которых приобретает конкретные формы в изложенном трактате доминиканского монаха Иоганна Нидера, представленного миру в 1437 году на Базельском соборе.
В трактате используются полученные от инквизитора сведения о судах над ведьмами, а также о секте, проводящей обряды поклонения дьяволу с обязательным осквернением креста и всех святых таинств.
Именно так и сложился образ шабаша, каким мы его сейчас видим. А правда-то совсем иная…
© Студия копирайтинга «Ямбус»