- ua
- ru
Некоторые слова способны испортить даже самый интересный и полезный для читателя текст. Нет, речь идёт не о ключах, а о так называемых стоп-словах, которые делают текст хуже, снижая его художественную ценность.
О стоп-словах принято говорить в рамках SEO оптимизации текста, когда дело доходит до анализа контента и снижения «воды» и заспамленности.
Про то, что такое стоп-слова, знают далеко не все копирайтеры, и во многом это можно считать мерилом профессионализма райтера. Вернее, одним из. Что же они из себя представляют и почему от них нужно избавляться? Чем опасна публикация статьи с чрезмерным содержанием стоп-слов? Как вообще узнать процент вхождения стоп-слов в тексте?
На самом деле всё достаточно просто: это слова, которые а) не несут никакого смыслового значения; б) не учитываются в поисковом запросе.
Достаточно часто стоп-слова называют мусорными, что во многом соответствует действительности: текст вполне может обойтись и без них, и читатель получит абсолютно ту же информацию, но в более чистом и понятном виде.
К стоп-словам в копирайтинге относят не только предлоги, суффиксы, причастия, междометия, цифры, частицы и знаки препинания, но и самые обычные выражения, употреблённые для усиления других утверждений. По мнению некоторых копирайтеров, дополненные таким способом предложения лучше доносят мысль, однако это не так – стоп-слова лишь замусоривают основную мысль и ухудшают восприятие информации.
И самое главное – стоп-слова всегда исключаются из поискового запроса, за исключением поиска по строгому соответствию поисковой фразы, а потому их употребление попросту нецелесообразно. Многие пользователи, помимо соответствия своего запроса информации на странице, оценивают и само качество текста, то есть отсутствие шумовых слов становится одним из факторов формирования воронки продаж.
Полностью очистить текст от стоп-слов невозможно, однако можно избежать их чрезмерного употребления. Так статья станет менее водянистой, и факты, необходимые пользователю для приятия решения, станут более заметны.
Иногда копирайтеры специально добавляют в текст элементы, усиливающие эмоциональный окрас. Всё, вроде бы, правильно, ведь «сухой» текст не очень эффективен. Однако первоочередное здесь – правильное определение целевой аудитории и создание текста для конкретного аватара, максимально узкого круга людей, для которых он предназначен.
Секрет здесь в том, что иногда целевой аудиторией может быть определённая возрастная группа, иногда – люди определённой профессии, а иногда ЦА может определяться в зависимости от типа восприятия информации – кинестетики, визуалы или аудиалы. Так вот, в случае с первыми, кинестетиками, дополнительные слова, усиливающие эмоциональность других слов в предложении, вполне допустимы, однако в большинстве случаев целевая аудитория подбирается совсем не по этому признаку. В итоге замусоренность текста стоп-словами идёт только во вред.
Во-вторых, стоп-слова могут появляться из-за непрофессионализма копирайтера и его неумения доносить мысль.
Вот самый простой пример стоп-слов в тексте:
К сожалению, подобное можно встретить на каждом втором сайте. В то же время текст, вычищенный от мусора, где всё написано нормальным языком, способен стать существенным преимуществом в борьбе за клиента. Это – ещё одна причина заказывать тексты у профессионального копирайтера, а если писать статьи самостоятельно, то не употреблять их или снизить их количество, насколько это возможно.
Засилье стоп-слов вредит любому тексту. Если же говорить о стоп-словах в рамках SEO-оптимизации, то каждая поисковая система имеет свой собственный алгоритм и перечень мусорных слов, которые не учитываются в результатах выдачи.
Если в статье чрезмерное вхождение стоп-слов, это негативно сказывается на ранжировании страницы по поисковым запросам.
С их увеличением водность текста также повышается, и пропорционально этому снижается информативность и ухудшается восприятие фактов. Такие слова не несут никакого смысла и лишь всё портят.
Стоп-слова можно разделить на несколько основных групп:
Кроме этого, существуют и другие – лишние «бы», местоимения и междометия, страдательные залоги и сказуемые в безличных предложениях (дом спроектирован по плану архитектора, леса вырубают), пассив и причастные обороты, от отсутствия которых будет только лучше.
Подытожим. От стоп-слов нужно избавиться по следующим причинам:
Люди проще воспринимают короткие предложения, где подана суть и не надо прилагать усилий, чтобы понять смысл написанного.
Некоторые виды стоп-слов можно найти даже в качественном копирайтинге, и кажется, что очистить от них текст невозможно – просто потому, что они на своём месте. Это не так. Отказ от стоп-слов сделает текст лучше и понятнее.
Вот несколько примеров, как с лёгкостью можно заменить мусорную фразу на что-то более полезное и понятное:
Часто копирайтер добавляет в текст избыточное количество уточняющих местоимений. В официальном договоре они уместны, в рекламном или продающем тексте – нет.
Это слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дающие сведения об источнике сообщения или связи с контекстом. В рекламном тексте они мало когда бывают уместны и должны быть безжалостно вычищены.
Речевые штампы (или клише) − это устоявшиеся словосочетания с шаблонными оборотами или отдельные слова и фразеологизмы, которые сначала были яркими, но спустя десятилетия выцвели и потускнели. Недопустимы в качественном тексте и должны быть выполоты.
Мусор, от которого хороший копирайтер должен избавляться, как киллер от свидетелей. Без зазрения совести и навсегда. Читатель должен получать динамичную картинку, а использование отглагольных слов делает предложения сложнее для понимания. Действие становится завуалированным, каким-то нерешительным. Вычищайте. Это упростит восприятие текста.
К стоп-словам в копирайтинге относятся эвфемизмы и заумные слова, расплывчатые формулировки и неопределённости, восклицания и перечисления, термины бюро и канцелярит, расхожие фразы и попросту бесполезная информация, от наличия или отсутствия которой ничего не поменяется.
Правило здесь только одно: если можно сократить слова в предложении, и общий смысл при этом никак не поменяется – сокращайте. Если можно упростить написание − упрощайте.
Стоп-слова можно встретить в любом тексте, и это нормально, ведь без них он был бы слишком пресным. Но иногда за их обилием теряется весь смысл предложения, и оно превращается в набор букв и слов.
Хорошо вычитанный текст станет более понятным и позволит показать реальную экспертность, а не пускать пыль в глаза читателю. А ещё – это положительно скажется на SEO!
© Студия копирайтинга «Ямбус»