- ru
У любого человека, занимающегося каким-либо своим делом — к примеру, тем же копирайтом или рерайтом, — иногда возникает ситуация, когда появляется желание что-то сделать бескорыстно или даже даром, т. е. абсолютно бесплатно. Ну, например, добавить в свое портфолио нового клиента (новая тематика копирайта.
Вы специализируетесь на копирайте литературных тем, а захотелось освоить направление рекламных статей или seo). Или вдруг вообще появляется некое неконтролируемое желание все человечество осчастливить. В сущности, не важно, какая причина, важно – внутреннее наличие желания.
Но иногда бывают ситуации обратного порядка – когда вроде бы и должен что-то бесплатно сделать (знакомому, другу или старому заказчику), а с другой стороны понимаешь, что заниматься написанием статей «просто так» как-то неправильно. А значит следует отказать.
И тому есть свои причины:
С какой стороны ни глянь – оплачиваемый копирайт имеет высшие приоритеты, чем бесплатный заказ. Факт. Если же эти приоритеты сдвигать, то возрастает шанс того, что вы банально не успеете выполнить объем работы, приносящий прибыль. Даже в случае, если это работа на дому, а не в условиях шумного офиса.
В случае же, если приоритеты не менять, то для того, чтобы реализовать бесплатную задачу, нужно будет выделить часть своего свободного времени. В свою очередь, это может отрицательно сказаться на оплачиваемых заказах, которые могут исполняться с низкой эффективностью. Ведь времени на отдых будет мало!
Браться за подобное стоит лишь в том случае, если вы начинающий копирайтер и просто хотите сделать себе пиар-компанию. Это позволительно сделать раз, два, три… Не более.
К чему это приведет в противном случае? Вы будете барахтаться в заказах, выкраивать, где часок, а где и минутку, чтоб это все разгрести. В конце концов будете вынуждены ввести разграничения и выстроить приоритеты.
Каждый из «бесплатных» заказчиков выставляет свои задачи как «небольшие», «совсем простые» и «практически не сложные». На самом же деле, как оказывается в последствии, такие задачи имеют неприятную тенденцию – увеличиваются в объемах.
Можно задать вопрос, мол, а что же мешает потратить всего-навсего какой-то час в день на выполнение бесплатной задачи? Вроде, казалось бы, все нормально… Что нам стоит быстренько решить задачу, где участвуют «волк, коза и капуста» и всех их нужно по реке переправить на другой берег? Однако на практике получается иная картина.
Что будет, если в это же время появляется заказ на серьезный копирайт с двойной оплатой? Волк подавится капустой, разбросав остатки по берегу, а коза так и вообще – утонет вместе с лодкой. Вы подведете предыдущего заказчика, и он уйдет от вас навсегда.
Клиент, не платящий за свой заказ, скорее всего не оценит объем вложенных в него усилий. И, как следствие, отношение к «головной боли» исполнителя, будет такое же.
Пример: вы сделали небольшой копирайт или рерайт, а на сайте заказчика он так и не появился. На вопрос «А, собственно, где?..» можно получить ответ вроде «Мы, мол, подумали и решили, что сейчас это неактуально».
Не стоит говорить, какие мысли у вас появятся, и как такого заказчика захочется назвать. А истина проста: любая вещь, доставшаяся бесплатно, никогда не будет цениться выше той, за какую все же было заплачено.
Мы всегда надеемся на то, что заказчик станет рекламировать нас своим друзьям, знакомым и коллегам — качественный копирайт, быстрые сроки, профессиональная команда и все такое… А с чем же придет к нам новый клиент?
«Я слышал, вы сделали отличную бесплатную работу… Сделайте и мне. Я даже вам два рубля заплачу».
Сядут на шею, запрягут и поле пахать станут. Будут ли вас уважать как копирайтера? Не очень. Ценить за профессионализм? Нет. Вот так и отвечать стоит на предложение сделать бесплатный копирайт — нет!
© Студия копирайтинга «Ямбус»
В последнее время о профессии копирайтер я всё чаще стала слышать от людей, которые работают или подрабатывают в этой сфере. Надеюсь, моя работа принесёт радость не только мне.
Все верно, многим нужны деньги, а фриланс — как раз то, что не требует постоянного внимания, но в то же время приносит хоть какой-то доход.
Мы всегда открыты сотрудничеству. Вы помогаете нам, мы — вам.